Главная                  Консультирование                  Интернет-журнал                  Центр "Айликон"                  Контакты

 

<< вернуться в журнал

Подросток - еще ребенок или уже взрослый?

    Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Безусловно, подросток - это еще не состоявшаяся полноценная личность, так как он еще живет с родителями, не имеет возможности полностью обеспечить себя и, конечно же, его психика еще не окрепла. Но почему-то он требует свободы, бунтует и обижается, когда родители пытаются ему помочь и, как они считают, "направить на путь истинный". Так что же изменилось? Почему стиль общения,который был приемлем для ребенка, не подходит для подростка?

   На это есть несколько причин. Во-первых, подросток чувствует себя практически взрослым из-за множества возложенных на него обязанностей: ему необходимо помогать родителям по дому, заботиться о младших сестрах или братьях (если они есть), самому ограничивать себя в развлечениях и свободном времени в пользу уроков и секций. Родители замечают самостоятельность ребенка и возрасте 12-14 лет ребенок получает относительную свободу.

   Во-вторых, как следствие первого пункта, возросшая свобода и самостоятельность. Конечно это здорово: родители тебе доверяют, ты сам решаешь, что тебе интересно и нужно. Но в то же время, это огромная ответственность, ведь за многие поступки придется отвечать самому. И тут родители, вместо гордости  спокойствия испытывают негативные эмоции к ребенку, который принял неправильное решение или что-то сделал не так. Это очень трудный период для подростка, так как окружающие ждут от него взрослых решений, а он, возможно еще не знает как правильно. Поэтому его требуется мягко и ненавязчиво направлять в нужное русло.

   В-третьих, отрочество - это второе детство, так как ребенок заново постигает основы нравственности, учится отличать добро от зла. Если раньше родители полностью руководили этим процессом и от них зависело усвоение малышом норм и правил, то теперь ребенок сам становится судьей своих поступков и поступков окружающих. Он на собственном опыте понимает, что одни поступки приносят ему моральное удовлетворение, а другие вызывают стыд и горечь. В этот период ребенку особенно нужна поддержка и помощь родителей, которые помогли понять изменения в восприятии мира и ответили на многие важные вопросы.

   Помимо всего прочего родители требуют от подростка определиться с жизненными интересами: ты должен решить для себя, чем ты хочешь заниматься; кем хочешь стать, когда вырастешь. Для подростка подчас это непосильным задача, потому что взрослая жизнь еще так далеко, сейчас есть более важные дела (новенький симпатичный мальчик, проблемы с учительницей или третье место на соревнованиях по плаванию). И часто именно родители сеют чувство неуверенности в своих силах в души детей фразами: своим отношением к жизни ты в будущем ничего не добьешься, надо быть собранные и серьезнее, чтобы стать успешным человеком. Но вместо этого ребенку нужно дать понять, что он сможет справиться с любой проблемой и все в его силах. Так же нужно дать ребенку время на раскрытие своих внутренних качеств, сильных и слабых сторон, чтобы он научился ясно смотреть на этот мир, но в то ж время не терял веру в себя.

   В заключении хотелось бы еще раз вернуться к самому важному правилу общения с ребенком в этом возрасте: нужно научиться видеть в ребенке личность и предоставить ему свободу (как физическую, так и эмоциональную), но тем не менее не стоит забывать, что это еще ребенок и ошибки это норма, даже благо, так как на ошибках он учится. Необходимо немного отстраниться от него, чтобы он чувствовал, что ему доверяют, но в то же время нельзя отворачиваться от ребенка, так как он может подумать, что, если он совершит ошибку, ему никто не поможет и он останется один на один со своими проблемами. А это самое страшное: когда ребенок чувствует себя одиноким. Не оставляйте его одного, любите его и заботьтесь о нем.

 

<< вернуться в журнал

 

 

Москва 2003- 2017 © kraynova.ru - блог Н. Крайновой.

 

 Яндекс цитирования   Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru