Двойные стандарты в воспитании На одной из
консультаций мама жаловалась, что ребенок ее не слушает. Ее сын не убирает свою
комнату, не помогает по хозяйству и даже чай себе налить не может. На просьбы
мамы помочь отвечает: «Я тебе что, раб?» В процессе разговора с мамой
выясняется, что ребенок воспитывался и воспитывается бабушкой и мамой
по-разному. Бабушка считает, что ребенка нельзя ничего заставлять делать и
нужно уделять ему все внимание. Мама
считает, что у ребенка нужно развивать самостоятельность. В итоге сын не
слушает маму и регулярно жалуется бабушке на маму.
И таких историй очень
много. Такая ситуация называется «Двойным стандартом воспитания». Когда мама
говорит одно, а папа/бабушка/дедушка говорят совсем другое. Как такую ситуацию
воспринимает ребенок? Давайте снова представим, что Вы оказались на необитаемом
острове, где живет племя со своими особенными правилами. Вас поселяют жить в
одну семью в качестве работника. И вот один представитель племени говорит Вам,
что нужно сделать так и так, а другой говорит, что этого делать не нужно. И
каждый при этом накажет Вас за несоблюдение его приказа. Как Вы себя будете чувствовать? Так же чувствует
себя и ребенок, если в семье несогласованность норм и правил. Детям очень важно
чувствовать постоянство, неизменность мира. Почему по Вашему, малыш, будучи
крохой, может 10 раз Вам задать один и тот же вопрос, несмотря на то, что Ваш
ответ одинаков? Ребенку важно знать, что «если солнце круглое», то оно круглое
и через 5, и через 10 минут. А тут не просто знание, а знание о способах
поведения меняется каждую минуту. Только что мама сказала собрать игрушки, как
бабушка разрешила не выполнять мамину просьбу. Собирать игрушки не хочется, тем
более бабушка разрешила, а если не соберешь, мама накажет. И так в каждой
ситуации. Знаете, что произойдет в итоге? Ребенок перестанет считать
авторитетом обоих воспитателей. Либо всегда будет метаться меж двух решений.
Запомните, нормы и правила в семье, в обществе должны быть четкими. Только в
этом случае ребенок будет их выполнять.
Вот Вам другое последствие «двойного»
стандарта воспитания. Мама просит ребенка
убрать свою комнату. Естественная просьба, приучающая к самостоятельности. А
бабушка при ребенке отчитывает маму за то, что та не может сама убрать комнату.
После чего бабушка утешает ребенка и говорит ему, что он не раб, чтобы что-то
делать по дому. К кому будет тянуться ребенок? Ответ очевиден. Представьте, что
у Вас две подруги. И когда у вас случается беда, одна из них всегда Вас
утешает, а вторая винит Вас. Кому Вы будете доверять свои проблемы? И если
взрослый человек понимает последствия таких «медвежьих» услуг, то ребенок не
знает еще, что самостоятельность, которую усердно прививает мама, пригодится в
будущем. Такая ситуация опасна тем, что ребенок будет любить одного родителя и
злиться на другого. Ребенок будет думать, что один родитель его любит, а второй
нет. Еще ужаснее, если родители выясняют
кто прав в воспитании, а кто нет в присутствии ребенка. Потому что малыш
потеряет всякое уважение к тому, кто «проиграл» в споре. Я думаю, Вы понимаете,
насколько нехорошо такая ситуация.
«Двойные» стандарты в
воспитании – одна из основных проблем непослушания ребенка. Поэтому я еще раз
подчеркиваю необходимость введения неизменных правил. Никогда не обсуждайте
методы воспитания с другим членом семьи при ребенке. И всегда находите
компромисс в семье, прежде чем начать воспитывать ребенка.
|